shatrena (shatrena) wrote,
shatrena

Река Созь на авось или неожиданное соревнование на байдарках с препятствиями.

Вечером 27 мая звонит друг. - Поехали завтра кататься на байдарках в Тверскую область до воскресенья?
- Ну поехали, - отвечаю я.
- Тогда завтра в Дубне на площади Мира встречаемся в 16:00, там будет организован автобус.
- Ничего себе! – Подумала я. – Зачем специально заказывать автобус для трех байдарок?

На следующий день покидала быстро вещи в рюкзак и поехала в Дубну. На площади действительно стоял автобус. Он был полон народа. Когда мы отправились, нам раздали листы, на которых была изображена карта и таблица, где надо было рассчитать ожидаемое время прохода маршрута. И тут я поняла, что это ведь соревнования! 130 км за 2 дня! Оценивая свои силы, я проставила время. Получилось 33 часа вместе с перерывами, не считая ночевки.
До места мы ехали долго. Наш маршрут начинался недалеко от села Михалево.

Потом еще шли 5 км через лес до осушительной канавы, которая впадает в озеро Великое. Вещей было больше чем рук, поэтому приходилось носить частями. Весь вечер в лагере раздавались металлические стуки – участники собирали байдарки и готовились к марш броску. Старт был назначен на 6-7 утра. Спать оставалось 4 часа. Мы по-быстрому перекусили гречкой и легли спать. Засыпали под жужжание целого роя комаров. Май необычайно плодовит комарами, слепнями и оводами. Особенно в болотистых лесах Подмосковья. Напрочь забыв об этом, мы не взяли с собой репеллент и ближайшие сутки очень сильно об этом жалели.

Проснулись около 5:30 утра, некоторые участники в это время уже выходили из лагеря. Через час и мы уже спускали байдарку на воду. Параллельно с нами вышла мужская байдарка с Серегой и Женей. Так всю дорогу мы и шли вместе. В лагере осталась только одна байдарка с мужчиной и женщиной.
Наш водный маршрут начинался очень красиво – узкий канал, а по берегам деревья.

Из канала мы вышли в огромное озеро с соответствующим названием Великое. Оно действительно довольно большое – длиной 9 км, шириной 6 км, а глубиной 4 м. На горизонте не было видно ни одной байдарки, хотя разница между нашим стартом и стартом предыдущей байдарки была всего в 20 мин.

Из озера мы должны попасть в реку Созь. Пытаемся сориентироваться по карте, но она мелкая и не очень понятная. Встретили по дороге рыбаков. Они дали нам направление – Плывите до того участка с осокой, дальше будет еще такой же участок с осокой, пройдете через него и дальше ориентируйтесь на тот лес. Так мы и пошли по направлению рыбаков. Но через полтора часа поняли, что уперлись в тупик. Серега взял карту и задумался на пару минут. – Так! Идем обратно! Мы пропустили поворот. – Сказал он.

И вот на юго-востоке озера среди зарослей осоки и тростника мы увидели исток р. Созь. Тут на радостях мы начали сочинять песни про то, как нашли реку Созь на авось.

Таким образом, мы потеряли 3 часа, блуждая по озеру, и потом весь день тщетно пытались нагнать предыдущую байдарку. Хорошо, что мы шли двумя байдарками. Вчетвером веселее, да и Серега нас всю дорогу подгонял. Если бы не он мы пришли бы на сутки позже. Еще в первый день, когда только-только вышли на реку Созь, мы с Пашкой поняли, что нам уже совсем не интересны соревнования - хотелось где-нибудь причалить, погулять, посмотреть окрестности и пофотографировать – настолько были красивы и живописны места. Поначалу мы останавливались, фотографировали цветущие кувшинки и великолепные пейзажи.

Но потом Серега все больше и больше ускорял наш темп и мы уже не успевали делать фотографии. Обедать пришлось на ходу сухариками и чаем. Большой ошибкой было то, что мы пожалели времени на восстановление сил и не остановились на полноценный обед.
Но самое интересное началось потом. До села со старинной церквушкой Спас-на-Сози течение медленное, а дальше оно убыстряется, и появляются каменные перекаты, появляется густой лес, где деревья лежат поперек реки.

Сначала я думала, что это бобры подгрызли, потому что периодически встречались бобровые хатки.

Но когда присмотрелась, оказалось, что большая часть просто спиленные деревья. Единственное здравое объяснение пришло в голову, что это делают рыбаки, чтоб перейти реку.

Сама река Созь длинной около 40 км, но из-за препятствий – низких мостов и поваленных деревьев приходилось почти каждый час вытаскивать вещи из байдарки и обносить ее через препятствия.

К вечеру мы уже изрядно подустали. Все, что хотелось это принять горизонтальное положение и заснуть.

Но не тут то было. На пути заболоченные берега и встать на ночлег негде. Гребем еще час. Стало темнеть, комаров поприбавилось. Я закутываюсь в платок так, что видны только глаза, и на автомате поднимаю и опускаю висло в воду, попутно одним движением отмахивая комаров от глаз.

Через полчаса мы уже были готовы ночевать прямо в байдарке. Но все-таки решили выйти и изучить берег. Местность оказалась топкая и болотистая, но посуше чем было до этого – хотя бы по щиколотку ноги не уходят в землю. Между деревьями нашли клочок земли под палатку. Было решено остановиться тут. У меня даже хватило сил приготовить поесть, но вот дождаться еды и поесть сил хватило не у многих.

Серега дал распоряжение встать в 6 утра, на что мы втроем ответили протестом. Но он все равно поставил будильник на 6 утра. Этой ночью даже миллионное жужжание комаров не мешало нам заснуть.

Утро началось с крика: «Подьем! Проспали! Быстро собираемся и на воду!» Опять холодный, быстрый завтрак из хлеба и кабачковой икры. Через час с лишним мы опять перетаскиваем байдарку через очередное бревно, надеясь, что вот это точно последнее. Тут Серега выпалил: «В следующий раз берем с собой бензопилу!»

И только где-то после деревни Мерилов Бор закончились завалы из деревьев, и можно было спокойно наслаждаться природой. Когда мы выплыли из лесной местности, первые минут двадцать просто лежали, и смотрели в небо, и не было никаких мыслей.

Потом вышли на берег к селу, пообщались с местными.

Узнали, что вчера еще ранним вечером большая часть байдарок прошла через это село.

И хоть до финиша еще около 70км мы чувствовали победу – мы победили лес со всеми его препятствиями. Это было похоже на битву с болотным лешеем – ветки деревьев нависали над водой так низко, что приходилось через них прорываться, а они цеплялись как лапы и не выпускали. Иногда, по минут десять стояли на одном месте пытаясь выпутаться из разлапистых веток.

Но это еще не все. Впереди еще Иваньковское водохранилище или же как его еще называют Московское море. Этот участок нам придется проходить уже в темноте. Еще на одну ночевку становиться неспортивно, поэтому идем до конца! В устье р. Созь встречаем тех мужчину и женщину, которые выходили последние из лагеря. У них потерялось весло, и они сильно отстали.

Перед марш броском в море решаем хорошо подкрепиться – встать на обед и приготовить горячей еды. Пока мы обедали, байдарка с потерянным веслом ушла далеко вперед, и мы остались последними.

Плыть по водохранилищу одно удовольствие после узкой петлистой и заросшей реки Созь. Зато когда начинаются волнения сразу приходит в голову мысль – надо застегнуть спасжилет на молнию и надеть паховую пряжку. Пока в поле зрения не было судов, быстренько проскочили фарватер. Начало смеркаться.

Вода ночью выглядит очень красиво – разнообразные огни отражаются и качаются по волнам, проходящее судно в километре от нас кажется очень большим и совсем рядом. Вдаль дорожкой уходят огни фарватера. Из-за многообразия огней иногда теряешься и не понимаешь где находишься и куда плыть, поэтому мы плыли сначала на зеленый огонек, потом на красный и на желтый. И вот предпоследняя точка ориентира – это Дубненский красный маяк на «краю земли». Вышли на судоходный путь, ночью немного страшно проходить этот участок – вокруг столько огней и не понятно что там вдали виднеется то ли судно, то ли нет, и из-за темноты сложно определить на каком расстоянии от него ты находишься.

И вот, последний рывок - несмотря на общую усталость, руки на автомате гребли резво, и примерно в два часа ночи мы финишировали возле бывшего Сталина в Дубне.

В свои 33 часа мы уложились, но нас дисквалифицоровали за то, что мы не пришли до 16:00. Зато мы вдоволь насладились красотами Тверской области.
Следующие два дня мы отсыпались и приходили в себя :)